Часть 3: Днепропетровск - Вышгород

Утро "порадовало" нас полным штилем, благо бензином затарились хорошо. Утром перед отходом, Андрей и Валера:

Чуть выше яхт-клуба пешеходный мост на остров с высотой прохода ~11 м. Для нас вполне достаточно :) Справа от нас остров Комсомольский

А слева набережная Днепропетровска:

Выходим на фарватер и проходим под днепропетровским городским мостом. Высота моста ~15 м.

За ним идет днепропетровский двухъярусный.

Вот тут мы начинаем нервничать. Мост разводной, точнее подъемный. Один его пролет поднимается как лифт. Подобную конструкцию мы видели в Белгород-Днестровском лимане, только тогда с большого расстояния. Еще одно такое сооружение ждет нас в Кременчуге. Раньше мост поднимался довольно часто, сейчас движение больших судов тут редкое, подъема можно ожидать до нескольких суток. Для нас поднимать его никто не будет, но узнать о предстоящем ближайшем подъеме можно на 16 морском канале: позывной "БАШНЯ", или по телефонам 053-676-21-49, 067-901-74-11. Указатель гласит, что гарантированная высота прохода – 7,5 м. У нас от воды до топа 8,5 м. От воды, белой полосы около 40 см, ширина самой полосы еще около 40 см. Шанс протиснуться есть. Положить мачту – это потерять несколько часов, ну очень не хочется. Штиль, фарватер пуст. Тренируемся. Течение встречное, поэтому удается на самом малом ходу "зависнуть" относительно берега. Креним лодку на один борт и потихоньку вползаем под мост. Между быков множество водоворотов, нас начинает крутить и раскачивать. На середине моста замечаю, что из "тела" полотна свисает петля из арматуры. Ее мы точно не пройдем, но замечаю это слишком поздно, сброшенный газ уже не спасает. В последний момент, очередной водоворот нас наклоняет сильнее наших возможностей. Интуитивно добавляю газ. Когда мачта возвращается в исходное положение, петля уже позади. Получили порцию адреналина. Чуть дальше снова мост – Новокайдакский. Тут проход ~16 м. У нас проблем не вызывает.

На этом участке нас удивило неожиданно сильное течение и обилие плавающих островов и прочих крупных предметов. Хорошо мы шли днем, а ночью нарваться на такое бревно или островок – мало не покажется :(

Ближе к Днепродзержинску в глаза бросается большое количество странных, каких-то изуродованных, больных деревьев на левом берегу. Думаю, что причина в том безобразии, что творится на правом.

Тут возникает лишь одно желание – поскорее проскочить это гиблое место :( В Днепродзержинске нас ждет еще один мост, но этот высокий - более 16 м.

К 14 часам подходим к Днепродзержинскому шлюзу. Панорама ГЭС

Подходной канал

Телефон диспетчера +38-056-955-19-43. Стоимость шлюзовки 190 грн. (~ 25$). Бросаются в глаза свежевыкрашенные конструкции шлюза. Оказывается, это сделано в порядке подготовки к "Евро 2012". Руководство шлюзов ожидало, что иностранные гости массово пойдут на чемпионат на своих яхтах! Свежо предание… Кто прорваться то сможет? Ведь порядок пропуска яхт через гос.границу не менялся :( А если кто и прорвется, что дальше делать будет? Это мы ребята местные, не избалованные можем ночевать в спортивных яхт-клубах или просто в камышах. А что будут делать турки или греки привыкшие ходить от одной комфортабельной марины к другой? Ведь на всем протяжении от Очакова до Киева нам удалось увидеть лишь одну стоянку более-менее соответствующую словосочетанию "яхтенная марина" в средиземноморском понимании этого термина :( Потом, уже на обратном пути, нам рассказали, что за две недели предшествующих чемпионату, через систему днепровских шлюзов прошло всего четыре парусных яхты, включая "Чунга-Чангу". Все под украинским флагом, так что заработать на "буржуях" у хозяев шлюзов не получилось ;) Внутри камеры:

В 15-00 выходим из шлюза на верхнем бьефе. Полный штиль. Днепродзержинское водохранилище оказалось весьма живописным. После кошмарного урбанистического зрелища, которое мы наблюдали внизу здесь, как будто попадаешь в другой мир (исключение горно-обогатительный комбинат в Комсомольске). Вообще, от Херсона до Днепродзержинска берега Днепра густо заселены. Между городами, деревнями, дачными поселками удается найти небольшие свободные участки берега, но и там видны следы деятельности человека. Деревья тоже в основном только у самой кромки воды – дальше степь. Здесь же населенных пунктов совсем мало. Зато много обелисков на братских могилах :( ...

Ширина водохранилища небольшая, с фарватера оба берега великолепно просматриваются и радуют глаз. По берегам пологие холмы, поросшие густым лесом. Обилие островов, особенно живописно устье реки Ворскла. Жаль, проходили там уже в сумерках, снимать не получалось. Закат на Днепродзержинском водохранилище.

Тихая погода не предвещала нам неприятностей, поэтому мы решили не останавливаться на ночлег, а идти дальше, нагоняя график. В 00-45 прошли поворотный буй №47. И тут фарватер исчез :( Понятно, раз буй поворотный, значит куда-то надо повернуть, но куда? Нормальных карт у нас не было. По имевшейся условной схеме, получалось, что поворот налево. Ночь, темнота, кругом острова, камыши, деревья – за ними ничего не видно. Неприятное это ощущение идти в темноту не понимая, что перед тобой. Когда между камышей наконец-то блеснул заветный красный огонек, вздохнули с облегчением. Очень не удачная в этом месте расстановка навигационных знаков. Возможно, с мостика большого теплохода все видно над камышами, но для "малышей" – проблема. Остаток ночи прошел без происшествий. Перед рассветом на подходе к Кременчугу

В половине шестого подошли к Кременчугскому мосту. Это брат Днепропетровского двухъярусного. Здесь указана высота прохода 8 м. Проходим почти смело ;) . Визуально снизу оценить трудно, но запас был 15-20 см.

По неподтвердившимся данным выше Кременчуга перед самым шлюзом на левом берегу есть яхтенная марина. Не знаю, увидеть ее нам не удалось. Чуть выше моста была заправка на воде. Судя по надписи, она постоянно не работает. Нужно созваниваться и заказывать топливо заранее. Может, я чего-то не так понял. Кто там бывает почаще – пожалуйста, подправьте. К восьми утра подходим к шлюзовой камере. Телефон диспетчера +38-052-36-20-722. Стоимость шлюзовки 190 грн. (~ 25$). Кременчугский шлюз снаружи и изнутри:

В половине девятого выходим на верхний бьеф. Отставание от плана сократилось до 2-х часов. Почти наверстали. Здесь на правом берегу находится Светловодский яхт-клуб. Тут была запланирована ночевка и знакомство с местными яхтсменами. Теперь заход мы отменили, прошли мимо и вырвались на просторы самого большого из Днепровских водохранилищ. Вдалеке видели несколько яхт, видимо возвращавшихся с проходившей накануне гонки в Черкассах.

Про навигационные особенности Кременчугского водохранилища, места возможных убежищ и прочие интересности, надеюсь, нам подробно расскажет коллега ЮраИл. Это его родной водоем. Про местные красоты тоже написать почти ничего не могу, так как правый берег видно было плохо, а левый совсем не видно. Более-менее рассмотрели лишь Московскую горку

Мы были много наслышаны о коварстве Кременчугского водохранилища и испытывали перед ним определенный страх, но с нами оно обошлось весьма ласково. На протяжении всего дня ветер периодически то усиливался, то стихал, но оставался попутным. Шли под парусами почти по ровной воде, иногда помогая мотором. Тут приключился неприятный эпизод, о котором я уже упоминал в "Морском быте". Пользуясь отличной погодой, решили "поесть горяченького". Приготовили супчик из сухоконцентратов. Через несколько часов, я ощутил легкое недомогание с тошнотой и головокружением. Первая мысль – укачало. Но с чего бы вдруг в такую-то погоду? Сказал об этом Юре, а он тоже говорит, что изжога мучает. Тогда уже сообразили, что это отравление. Но сильно не расстроились, ведь к вечеру мы будем в Черкассах, а 28 мая для Черкасс – это особая дата – день рождения коллеги ЮраИл :) Значит, выпьем водочки, продезинфицируемся, и вся хворь пройдет. И вот что интересно и чертовски приятно – у человека день рождения, мог бы сидеть дома, в кругу семьи и друзей попивать себе водочку. Но нет! Он знает, что два каких-то чудика будут на Ассольке проходить мимо и сидит в яхт-клубе трезвый, дожидаясь нашего прихода... Как раз закате мы подходим к Черкассам.

В Черкасском яхт-клубе состоялся теплый радушный прием гостей. Экскурсия по территории, знакомство с местным флотом. Подробное обследование тритона "Одиссей" и ассольки "Фея", а затем, конечно было праздничное застолье. Все бы хорошо, но праздник был омрачен состоянием моего здоровья. Мой старпом Юра оказался гораздо крепче, пару стопок водочки – и он выздоровел. Я же наоборот – "упал и умер". Короче сорвал праздник. Очень надеюсь, что в следующий раз, все будет по другому :)

Утро 29 мая. Черкасский яхт-клуб. Первый день, когда мы можем выходить по графику, однако мое физическое состояние не позволяет мне нести вахту (напомню, накануне я схлопотал пищевое отравление). За Черкассами река довольно узкая, сильное встречное течение, к тому же с утра штиль. Так что переход намечается только под мотором. Посовещавшись, решили попробовать дойти до Канева. Рулить Юра будет один. Если до Канева мне полегчает – слава Богу, если нет – придется прервать путешествие и госпитализироваться. Про этот переход рассказать мне нечего (я был не в состоянии выползти из каюты), могу только показать фото и видео сделанные Юрой. По этому фото можно оценить силу течения:

Так выглядят берега в районе впадения Днепра в Кременчугское водохранилище:

А так на подходе к Каневу:

В борьбе с отравой мой организм все же победил :), и к полудню температура у меня начала спадать. Так что на подходе к Каневу я уже выполз в кокпит. Стало понятно, что прерывать путешествие нет необходимости. Чем известен и интересен Канев? Тем, что тут находится могила Тараса Григорьевича Шевченко. По завещанию поэта захоронение находится на вершине холма.

Як умру, то поховайте Мене на могилі Серед степу широкого На Вкраїні милій, Щоб лани широкополі, І Дніпро, і кручі Були видні. Було чути, Як реве ревучий.

Оттуда сверху, наверное, открывается очень красивый вид, но вот с воды памятник виден плохо. Никогда раньше я здесь не был, хотя давно мечтал тут побывать. Мы вошли в график, у нас было свободное время, была хорошая погода, но я был еще не в состоянии карабкаться на гору, а Юра там уже бывал. Потому мы, не останавливаясь, прошли мимо этого исторического места.

В начале третьего мы пришвартовались на городской пристани Канева. Место это удобно тем, что тут близко находятся магазины, рынок, заправка. Некоторую проблему создали местные мальчишки. Возле низкого причала стоял прогулочный теплоход, пришлось швартоваться на краю там, где есть второй ярус. Так вот, пацаны нашли себе забаву, поднявшись на второй ярус и пользуясь тем, что с палубы яхты их не видно, кидать по яхте камнями и пустыми пивными банками. В большинстве своем их "подарки" пролетали над палубой и падали в воду, но иногда попадали в мачту или такелаж и падали на палубу. Наверное, это очень веселое занятие, но почему-то у меня оно вызывало только одно желание – надрать хулиганам уши. Но гоняться за ними я не мог, а Юра ушел в магазин, покупать для меня обезжиренный кефир, так как я уже почти сутки ничего не ел. А потому мальчишкам удалось потешиться вволю. Связались с диспетчером шлюза. Со времен, когда тут проходил ЮраИл ничего не изменилось. Телефон +380 4736 329 47, оплата 190 грн. (~ 25$).

Каневский шлюз

Вышли из шлюза в начале пятого и через час подошли к очень интересному месту. 49° 48,880' N ; 31° 27,425' E У подножья холма, красивый песчаный пляж. Решили сделать тут остановку для "перекуса" и купания. Каково же было наше удивление, когда лодка уткнулась носом в берег, а эхолот, датчик которого установлен в ахтерпике, показывал глубину 2,2 м!

К этому моменту температура у меня окончательно спала, самочувствие пришло в норму. По фарватеру прошел весело разукрашенный теплоходик,

а над левым берегом появилась радуга

Жизнь наладилась! :) С легким юго-западным ветерком мы добрались до Переяславской балки еще до захода солнца, но заходить в нее на ночлег передумали (для такого ветра она как раз открыта), а остановились в небольшом заливчике сразу за поворотом: 49° 59,308' N ; 31° 24,675' E Место просто сказочное! Вообще, на мой взгляд, Каневское водохранилище самое живописное из всего Днепровского каскада.

Утром проснулся еще до восхода солнца, видимо сказалось, что провалялся весь день накануне. Юру решил не будить – все равно наш ранее жесткий вахтенный график нарушен - пусть отсыпается за вчерашнее. Тихонько поставил паруса, снялся с якоря и пошел. Небо ясное, легкий юго-восток (бакштаг) - красота! Видимость отличная, вокруг огромное открытое водное пространство, я прекрасно вижу, куда надо идти, но через час пути фарватер вдруг поворачивает и выписывает огромную дугу. Если идти по прямой можно срезать минимум 2,5-3 мили. Ну, как не поддаться такому соблазну? ЮраИл говорил выше, что я дисциплинированно хожу по фарватеру - вот не всегда ;) Включил эхолот и пошел напрямую. Глубина всю дорогу колебалась от 4-х до 7-ми метров. Через два часа я уже подходил к Балыко-Щучинке, к этому моменту утренний ветер почти затих. До выхода на фарватер оставалось пару сотен метров, когда эхолот предательски заверещал, сообщая о глубине менее 2-х метров. Лодка въехала в густые заросли и остановилась. Вышел на бак, огляделся. Вдоль фарватера тянется полоса травы шириной около ста метров, а в длину несколько километров - сколько видит глаз. Вот почему фарватер выписывал такой зигзаг. Курьез в том, что мы не сели на мель. Глубина тут (футштоком) 1,5-1,7 метра. Для нас вполне достаточно чтобы пройти даже с опущенным швертом (был бы ветер посильнее, протащил бы), но это слишком глубоко, чтобы прыгнуть за борт и вытолкать лодку руками. Попробовал запустить двигатель – бесполезно, сразу намотал на винт и заглох. От шума проснулся Юра. Вдвоем, при помощи весел, шеста и каких-то выражений, мы протолкнули лодку сквозь траву. По ту сторону почти отвесный склон до 10-12 метров. Около часа сэкономили, срезая угол, потом минут двадцать потеряли, пробиваясь сквозь заросли. В чистом остатке: + сорок минут :) 38

Балыко-Щучинка известна, как место боевых сражений при форсировании Днепра. Но расположенный здесь мемориал с воды почти не виден. Над деревьями возвышается только центральная скульптура

Где-то в районе Ржищева должна быть еще одна достопримечательность – затопленная церковь. Но мы ее почему-то не увидели. Сейчас посмотрел на фото от ЮрыИл, спасибо. Еще бы координаты, ну, чтобы в следующий раз не проскочили мимо ;)

Вид чуть выше Ржищева:

Дело к обеду. Вокруг красивейшие места. Хорошо бы на обед свеженькой ушицы. Остановились в очень живописном месте, забросили удочки. Увы, за час ни одной поклевки. Пришлось обедать, чем всегда :(

Жара, штиль. Идем под мотором по фарватеру под правым берегом. Вдруг замечаю, что от берега наперерез нам движется небольшой предмет. Скорости и траектории таковы, что мы должны столкнуться. Подходим ближе – глазам своим не верю! По реке плывет олененок (может это небольшая косуля). Что его толкнуло на такой отчаянный шаг? Ведь ширина водохранилища здесь 2,5-3 км. Неужели он мог проплыть такое расстояние? А если бы и переплыл? Весь левый берег, в пределах видимости – сплошная бетонная дамба, выбраться на которую вряд ли бы ему удалось. Когда расстояние сократилось метров до десяти, "пловец" резко развернулся в обратный путь. Были бы мы охотниками – ему бы не повезло, а так, думаю, что мы ему жизнь спасли :)

За поворотом показалась деревушка Халепье. На берегу, что-то похожее на эллинги. Оказывается, тут находится заправка на воде: 50° 07,468' N ; 30° 49,570' E Дальше виднеется Трипольская ГРЭС и современный город Украинка.

Триполье – место раскопок древнейшего поселения VI—III тыс. до н. э. Трипольская культура существовала во времена медно-каменного века. Здесь находится интереснейший краеведческий музей, который я очень хотел посетить. Кроме того, здесь расположены два крупных яхт-клуба. Поэтому, здесь у нас была запланирована стоянка с ночлегом, экскурсиями, знакомством с местными яхтсменами. Предварительно, до начала плавания я пытался по е-мэйлу согласовать эту стоянку. Ответа, увы, ни из одного, ни из другого яхт-клуба не получил. От знакомых я узнал телефоны вахтенных дежурных. Подходим к входу в яхт-клубы в два часа дня. Подход никак не обозначен, со всех сторон заросли травы. Погода штилевая, на малом ходу под мотором по эхолоту нащупываем достаточно узкий проход. В "Стугне" видим не большой причальчик, на котором все места заняты, а в НАУ ничего не видим, так как вход в бухточку перекрыт тросом. Веселенькое гостеприимство, это хорошо что пришли в светлое время, а то ведь так можно и без лодки остаться :( Крутимся возле входа. Набираю телефон вахтенного "Стугны" – трубку не берут, в НАУ – то же самое. В это время по территориям обоих клубов ходили люди, некоторые подходили поближе, чтобы на чужаков посмотреть, но никто не махнул приветливо рукой, не пригласил и не показал, куда и как можно подойти. Прокрутились у входа с пол часа. На этот раз есть время, есть погода, есть здоровье … Увы, здесь гостей не ждут. :( Что делать? Разворачиваемся и берем курс на Киев.

Не прошло и часа, как мы покинули Украинку, на горизонте со стороны Киева нарисовалась черная туча, которая очень быстро пошла нам на встречу. Великий писатель говорил, что не всякая птица долетит до середины Днепра. Не знаю, так ли это если брать от самого края до края, т.е. включая береговые плавни, но центральное русло, по которому проходит фарватер, шириной метров триста от силы. Спрятаться негде, по кромке фарватера везде торчат топляки, на фарватере интенсивное движение. В таких условиях наблюдать, как на тебя летит белая стена – не самое приятное ощущение. Анемометр не доставал, не до него было, но шквал был больше 20 м/с это точно. А затем ливень такой силы, что штага не видно. Благо длилось все это не долго. Уже через пол часа гроза прошла. Но встречный ветер 10-12 м/с остался. Против ветра и течения на "полном газу" едва вытягиваем 3 узла. По правому берегу началась Конча-Заспа. Это такое тихое незаметное местечко, где живут "слуги народа": http://www.pravda.co.../10/19/4250932/ Вот несколько "скромных деревенских хатынок":

Продвигаясь с такой скоростью, дойти до темноты в Киевский яхт-клуб мы уже не успевали. Потому спрятались на ночлег за последним перед Южным мостом островом.

Около 15 часов проходим устье Десны. Впереди уже виден Вышгород

Как оказалось, вдоль всей набережной Вышгорода нет места, где бы было можно причалить к берегу. Есть только один ресторан с причалом, но, увы, нас туда не пустили. Причем, мы просились попить у них пивка – не помогло. Только полноценный обед. Ну, и ладно. Чуть ниже по течению есть песчаный пляжик, напротив которого мы бросили якорь, и я просто вплавь переправился на берег. Купил в магазине пива, рядом на базарчике отличный шмат соленого сала. Жизнь сразу улучшилась :) К шести часам вечера все желающие идти на гонку собирались у входа в Киевский шлюз. Это оказался самый маленький из всех Днепровских шлюзов. В нем всего десять рымов, но, как выяснилось, по правой стороне работают только три, а по левой стороне не работает ни один! Вот вам и столица, такого мы еще нигде не видели ;) Перед нами зашел туристический теплоходик и занял два рыма. На пять яхт остался свободным только один рым. Так и шлюзуемся:

Во время шлюзовки началось знакомство участников регаты. От выхода из аванпорта, до верхних яхт-клубов не далеко. В 19-30 швартуемся в яхт-клубе "Юниор" – удобной, защищенной бухточке. Хорошо оборудованная территория, гостеприимные хозяева. Правда, мы так и не успели разобраться, где граница между "Юниором" и "Энергетиком". В студенческие годы я тут провел немало времени (занимался тогда в "Буревестнике"), но сейчас уже ничего узнать не смог – все течет, все изменяется. Вид на Вышгород и Киев со стороны верхнего бьефа:

В яхт-клубе "Юниор":

Дальше начинается описание гонки, туристическая конечная цель достигнута.

Комментарии статьи(0)

Еще нет комментариев. Будьте первым!

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии Вход